Разрешение и графика — не главное
ПК именно для киберспортивных игр отличается от обычной геймерской сборки. Приоритеты тут несколько другие — и потому придется немного перераспределить бюджет.
Прежде всего, здесь не так важна графика. В киберспортивных играх обычно используются не самые новые графические технологии. Это делает их доступнее большему числу пользователей. Более того, многие игроки сами понижают графические настройки. Это повышает производительность и уменьшает эффекты, мешающие игровому процессу — туман, тени, детализацию ненужных предметов и т.д.
В итоге графика становится совсем не приоритетной. Главное — отзывчивость управления, на которую прямо влияет частота кадров. Для этого FPS не должен падать ниже сотни даже в самых сложных ситуациях. При высоком разрешении добиться этого нелегко.
Поэтому высокие разрешения в киберспорте не прижились. Максимум — это 1920 х 1080. В играх серии Counter-Strike многие используют более низкие 1024 х 768 или 1280 х 960. Делается это для того, чтобы искусственно растянуть картинку формата 4:3 на широкий экран. Благодаря этому попадать в цели становится проще.
Особенности нагрузки в киберспортивных играх
Мы уже рассказывали, как нагружают процессор и видеокарту современные «тяжелые» игры. Даже новые AAA-проекты не могут полностью загрузить более 12 потоков. При этом частота кадров напрямую зависит от однопоточной производительности процессора и объема его кэшей. Именно эти параметры важны для процесса рендеринга.
Так что современные процессоры с количеством потоков более 12 не сильно увеличат производительность. А вот от ЦП с более новой архитектурой она заметно растет. Еще более это заметно в случае с киберспортивными играми. Их графические движки оптимизированы для массового «железа». Вследствие этого с многопоточностью там обычно все еще хуже, чем у современных однопользовательских проектов.
В качестве примера можно привести самую новую из киберспортивных игр — Counter-Strike 2. Обновленный движок пытается загрузить до 12 потоков, но эффективно использует лишь восемь.
Поэтому между многоядерными монстрами и четырехъядерными бюджетками на одной процессорной архитектуре и сравнимых частотах разницы почти нет. А вот с более новой и быстрой архитектурой игра идет заметно резвее — независимо от количества ядер.
В прочих киберспортивных играх многопоточность развита еще хуже. Важность однопотока кратно усиливает то, что игроки часто используют низкие графические настройки. С ними понижается нагрузка на видеокарту, и основной упор идет в процессор.
Поэтому производительность на ядро в спортивных играх более важна, чем в графически насыщенных проектах. Из-за сильной процессорозависимости влияние скорости и таймингов оперативной памяти тоже становится заметнее. А вот значимость видеокарты значительно падает. Разница в производительности между топовой и среднебюджетной видеокартой здесь будет намного меньше, чем в современных «тяжелых» играх.
Процессор
Основа сборки для киберспорта — быстрый центральный процессор с высокой скоростью однопоточных вычислений. Как правило, это всегда модели последних поколений.
Много ядер здесь не понадобится, хватит даже четырех. Но тут стоит учитывать два момента. Во-первых, четырехъядерные модели десктопных ЦП на новых архитектурах выпускает только Intel: это линейка Core i3. Во-вторых, у Сore i3 более низкие частоты, чем у стоящих выше по рангу Core i5. Поэтому однопоточная производительность у них все-таки ниже. Поэтому оптимальным решением по соотношению «цена/качество» будут процессоры Intel Core i5 и AMD Ryzen 5 двух последних поколений.
Оценить однопоточную производительность в играх позволят тесты в низком разрешении, проведенные ресурсом Techpowerup. Не стоит удивляться небольшому превосходству топовых моделей. Причина проста: это максимальные частоты и объемы кэшей, а не множество ядер.
Оперативная память
Выбрав быстрый процессор, переходим к оперативной памяти. Желательны планки с максимально высокой частотой и минимальными таймингами. Они помогут выиграть еще несколько процентов к производительности. Это особенно заметно на примере Fortnite.
Видеокарта
Видеокарта не так важна, но брать самые бюджетные модели все же не стоит. При выборе видеокарты для киберспорта обратите внимание не на среднюю частоту кадров, а на минимальную. От нее зависит, насколько комфортным будет игровой процесс в разгаре боя.
Если вы не собираетесь играть с низкими графическими настройками, нужно смотреть на видеокарты уровня RTX3070 или RX6700 XT. Как показывают тесты Counter-Strike 2, с них начинается порог моделей, способных обеспечить не менее 200 FPS.
Для NVIDIA положение дел остается примерно таким же и в Overwatch 2. А вот карты от AMD движок этой игры не любит. Так что для достижения прежней планки требуется уже RX6800.
Впрочем, на низких настройках подобной частоты кадров в обоих проектах можно добиться от куда более скромных RTX 3060 и RX6600XT. Эти модели — минимум, необходимый для сборки современного киберспортивного ПК.
Накопитель
Отдельное слово нужно сказать о накопителях. В киберспортивных проектах не используются продвинутые технологии вроде DirectStorage, требующие быстрого SSD. Так что на количество кадров в секунду накопитель не повлияет. Однако жесткий диск все-таки не лучшее решение. С HDD вам обеспечены неприятные рывки и долгая загрузка уровней.
Поэтому SSD-накопитель все же понадобится. При этом неважно, какой у него интерфейс — SATA или NVMe. Разницы в игре не будет. Но если собирается новый ПК, то разумнее будет взять NVMe-накопитель. Благо, цены на бюджетные NVMe-модели сейчас схожи с обычными SATA SSD.
Итоги
Мы рассмотрели главные нюансы сборки для киберспортивных игр. Выделим их основные моменты.
Для связок процессор/видеокарта:
- Если бюджет строго ограничен, можно использовать последние поколения процессоров Core i Например, i3-13100 (F). К нему в пару подойдут видеокарты уровня RTX3060 или RX6600XT. Данная связка — базовый вариант для киберспортивной сборки.
- Если бюджет чуть шире, в первую очередь замените процессор. Core i5 12400/13400 (F) или Ryzen 5 5600X — идеальные кандидаты.
- Если вы не особо любите низкие настройки, а бюджет остался — вложите его в видеокарту. Карты уровня RTX3070/RTX3070 Ti или RX6700 XT/RX6800 подойдут для игры на «высоких».
- Наиболее полно раскрыть видеокарты из предыдущего пункта помогут высокопроизводительные процессоры Core i5 и Ryzen 5 последних поколений. Например, R5 7600/7600X или Core i5-13600K/14600K (F).
- Достичь максимальных значений производительности в киберспортивных играх поможет замена видеокарты на современные топовые решения — RTX4080/4090 или RX7900 XT/XTX. Но рост частоты кадров в этом случае непропорционален денежным затратам.
- Менять процессоры на более дорогие нет смысла— на глаз разницы не увидите.
Для оперативной памяти:
- 16 ГБ — достаточный объем ОЗУ, если вы не занимаетесь стримингом и не держите кучу программ в фоне. В противном случае нелишними будут 32 ГБ.
- Слишком дорогие комплекты ОЗУ необязательны. Но стоит присмотреться к памяти, сочетающей максимально возможную частоту и минимальные тайминги.
Для накопителей:
- SSD — обязательный атрибут любого игрового ПК, в том числе киберспортивного. Интерфейс в данном случае не имеет особого значения: подойдут как устаревшие SATA, так и современные NVMe-накопители.